Скульптура и живопись 18 века в России
Работу выполнили: Акимова Мария, Наземнов Глеб
МАОУ Гимназия, 2020 год
Бартоломео Карло Растрелли
Самым значительным мастером русской скульптуры первой половины XVIII века был итальянец по происхождению граф Бартоломео Карло Растрелли. Не сделав ничего существенного в Италии и Франции, он в 1716 году прибыл в Петербург, где стал выполнять крупные государственные заказы вначале для Петра I, затем для Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Его творения:
Растрелли, как свидетель Петровских реформ и триумфального завершения Северной войны, представил Петра I в виде римского цезаря, самодержавного повелителя огромной империи. Он облачен в тунику, поверх которой накинута горностаевая мантия, на ногах - римские сандалии. Несомненным портретным сходством отмечена гордо поднятая голова Петра - с огромными застывшими глазами и большим чистым лбом, - увенчанная лав­ровым венком победителя. В правой руке он держит маршальский жезл - символ власти, левой слегка на­тягивает узду, сдерживая поступь мощного коня.
Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, бронза) — наиболее значительное произведение К. Б. Растрелли. Императрица изображена как бы участвующей в торжественной церемонии. Она остановилась, чтобы взять державу, которую подает ей арапчонок. Властный жест руки, держащей скипетр, высокомерная величавость и надменный взгляд, пышность драгоценного одеяния и грузность фигуры — все это с большой убедительностью раскрывает образ «престрашного взору» императрицы и вместе с тем характеризует великолепие дворцовой жизни в царствование Анны Иоанновны.
Этьенн Морис Фальконе
Французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Его творения:
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти.
Шубин Федот Иванович
Крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре портрета. Представитель просветительского классицизма в искусстве.
Его творения:
Портрет является непарадным, интимным. Скульптор изобразил Ломоносова без парика, подчеркнув огромный открытый лоб мыслителя. Взгляд пристальный, проницательный, сосредоточенный; как бы устремленный на какой-то очень интересный предмет полностью завладевший вниманием Ломоносова. На губах еле заметная улыбка. Нижняя губа чуть-чуть выступает вперед, что придает лицу волевое, энергичное и в то же время добродушное выражение.
К 1770-м гг. относится один из лучших женских портретов Шубина — бюст М. Р. Паниной (мрамор; Третьяковская галерея), который довольно близок к бюсту А. М. Голицына: перед нами также образ человека аристократически изысканного и вместе с тем устало-пресыщенного. Однако Панина трактована Шубиным с несколько большим сочувствием: выражение несколько наигранного скептицизма, заметного в лице Голицына, сменяется в портрете Паниной оттенком лирической задумчивости и даже грусти.
Михаил Иванович Козловский
Талантливый русский скульптор-монументалист.
Памятник А. В. Суворову был установлен по повелению императора Павла I, в царствование которого полководец совершил свой знаменитый поход в Италию, за что и получил титул «князь Италийский».
Итоги, выводы
  • В работе были рассмотрены основные стили и направления, господствовавшие в скульптуре 18 века. Это барокко и рококо, которые вначале переплетаются, а во второй половине 18 века постепенно вытесняются классицизмом, в конце столетия также развиваются монументальная скульптура и скульптурный портрет
  • История искусства не знает более крутого поворота от средневековья к Новому времени, чем в России начала 18 столетия. XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры.
  • Культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы
Парадный портрет
Парадный портрет - предусматривает изображение человека в полный рост (стоя, либо сидя на коне). В парадном портрете персона представлена на фоне пейзажа либо архитектурного сооружения. Парадными портретами украшают залы. На них изображаются люди в полный рост в красивых костюмах, в богатой обстановке.
Федор Степанович Рокотов
Федор Рокотов, великий русский портретист, чья судьба полна тайн и загадок. Мы даже не знаем год его рождения, то ли 1735, то ли 1736 год. Сейчас в Третьяковской галерее проходит выставка «Федор Рокотов», где представлено около 40 произведений этого гениального живописца второй половины XVIII столетия.
Его творения:
Портрет Екатерины II - 1763
Портрет великого князя Петра Федоровича - 1758
Федор Дмитрий Григорьевич Левицкий
Русский художник-живописец украинского происхождения, крупнейший мастер парадного и камерного портрета, академик, руководитель портретного класса в Академии художеств, член масонской ложи «Умирающий сфинкс». Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого, известного также как художник-гравёр.
Его творения:
Портрет архитектора Кокоринова. 1769
Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская. 1773
Владимир Лукич Боровиковский
Русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств. ладимир Боровиковский родился 4 августа 1757 года в украинском городе Миргороде. Его отец Лука Боровиковский происходил из казаков. Оставив военную службу, он занялся иконописью, создавал фрески в храмах и монастырях.
Его творения:
Портрет Лапухиной
Портрет Александры Павловны
Михаил Шибанов
«Празднество свадебного договора» гораздо сложнее и значительнее. Здесь перед нами уже не натурный этюд, а законченная картина с хорошо найденным типажем, с обстоятельно продуманной многофигурной композицией, картина, в которой сознательно поставлены и удачно решены нравоописательные и психологические задачи.
Григорий Иванович Угрюмов
Исторический живописец и портретист; представитель классицизма. Как и творчество Лосенко, живопись Угрюмова выдержана в стилистических формах классицизма со всеми присущими ему штампами: искусственными, «театральными» позами, слабым знанием самой изображаемой исторической реальности – идет ли речь о сюжете, участниках исторического события или об антураже (вещах, предметах, одежде, оружии). Вот и картина «Призвание Михаила Федоровича» кажется сценой из спектакля времен Расина и Корнеля.
Итоги, выводы
Но вместе с тем им надлежало решительно противостоять внедряющимся в русское искусство западным влияниям, утвердить самобытность и национальное своеобразие русской художественной культуры. Каждый художник по-своему решал задачи портретной живописи. Различия в творчестве великих русских портретистов, связанные с конкретными историческими условиями деятельности каждого из них, вполне очевидны и сразу бросаются в глаза. Но не менее очевидными являются и черты глубокого внутреннего единства, яркого национального своеобразия, пронизывающие русскую портретную живопись на всех этапах ее истории.
Русские мастера, создавая свои произведения, стремились отойти от поверхностного восприятия натуры, добавляя больше энергии, выразительности и яркой красочности. Перед мастерами того поколения стояла сложная историческая задача. Они должны были освободить русское искусство от оков средневекового церковного миросозерцания, выйти на путь реализма и с этой целью широко использовать технические достижения европейской живописи.
Made on
Tilda